OOZ-fin-1

Общество по организации здравоохранения и общественного здоровья

Нынешнее состояние российского здравоохранения не позволит достичь средней продолжительности жизни в 76 лет к 2025 году. При уровне смертности 13 человек на тысячу решить задачу увеличения возраста популяции, поставленную в апреле этого года президентом Владимиром Путиным, будет крайне сложно, заявил председатель Российского общества по организации здравоохранения Владимир Стародубов на конференции, посвященной эффективному управлению медорганизациями «Оргздрав-2017».

Меры, которые в настоящий момент предпринимает государство по уменьшению влияния нездоровых факторов, что позволит ускорить процесс снижения смертности, могут дать результаты не раньше, чем через 5-7 лет планомерной работы. В то же время резервы, которые были задействованы с 2005 года, на сегодняшний день исчерпаны, а значит, поддержка отрицательной динамики смертности потребует дополнительных средств. «Система здравоохранения, — пояснил Стародубов, — постоянно требует дополнительных вложений, но мы в последнее время снизили поток средств, необходимых для ее развития».

Еще одним негативным фактором, тормозящим скорость падения смертности, станет окончание волны рождаемости и начало естественного демографического провала. Решение задач, поставленных президентом, с учетом всех этих условий потребует не только дополнительных материальных средств, но и реорганизации системы управления медицинскими структурами.

Это вызовет изменение параметров оценки профессиональной деятельности, подготовки специалистов, аккредитации, клинических рекомендаций и протоколов, дополнил президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. Современные подходы меняются в сторону увеличения роли профессиональных медицинских организаций, однако брать на себя ответственность за выполнение данного поручения президента нецелесообразно, так как продолжительность жизни является сводным показателем, зависящим от многих социальных проблем — экологии, питания, психологического климата, экономического состояния страны. Между тем конкретной межотраслевой программы увеличения возраста популяции, в которой приняли бы участие разные министерства, до сих пор нет.

Качественное лечение пациента, продолжил доктор Рошаль, зависит от двух главных компонентов — материально-технической базы и профессионализма врача. Если контроль над профессиональным уровнем медработника является задачей здравоохранения, материальное обеспечение является ответственностью государства. «Если государство хочет, чтобы результаты лечения были лучшими в мире, то нам необходимо получать соответствующее финансирование, — отметил Рошаль. — Несмотря на сложную экономическую ситуацию, здоровье народа и его потенциал должны стать приоритетом российской экономики».

Руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбеков считает, что решить задачу, поставленную президентом, можно, если изменить подход к современной системе управления здравоохранением. Прежде всего, пояснила она, надо признать, что в системе накопился серьезный дисбаланс — пациенты недовольны современной медициной, медработники, которые должны преобразовать здравоохранение, теряют веру в возможность позитивных перемен. Далее нужно определить приоритеты вложения государственных средств и денег работодателей, после чего необходимо разработать и обсудить программу действий, определив ресурсы для ее исполнения. Заключительный этап работы — создание дорожной карты, по которой здравоохранение будет двигаться к достижению средней продолжительности жизни в 76 лет. «Действовать надо немедленно, — заявила Улумбекова, — так как здравоохранение является прямым залогом стабильности развития страны».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *